Курс валют 26-08-2019

1 EUR = 123.00 UAH | 1 USD = 123.00 UAH

Просмотр заявок

+38(044) 361-4-644

01001, Михайловская 21, оф 18.

e-mail: info@alfaholiday.com.ua

Выберите направление

полезная информация

Праздники

 
1 января — Новый год в Болгарии, День святого Василия, национальный праздник
Новый год в Болгарии — праздник, отмечаемый болгарами в соответствии с григорианским календарём, наступающий в ночь с 31 декабря на 1 января. В Болгарии Новый год традиционно встречают дома. Если в доме есть ребенок, то он стоит у Новогодней ёлки и распевает гостям рождественские колядки. Несмотря на то, что Болгария православная страна, Рождество там празднуется по григорианскому летосчислению («новому стилю»), и поэтому Новый год приходится на колядки. В отличие от России, где празднование Нового года приходится на самые аскетичные дни Рождественского поста.
 
Накануне Нового года в Болгарии отмечается как День Святого Василий Великий или более известный как «сурваки» (поздравление с веткой). Для празднования Нового Года в Болгарии принято одеваться во всё новое.
 
Как и в Украине в Болгарии считается, что чем богаче новогодний ужин, тем плодородней будет год. В Болгарии есть обычай в канун Нового года ставить посреди стола буханку хлеба, в которую кладут монету. После хлеб разрезают, и каждый член семьи ищет в своем куске монету. Нашедшего по поверью весь год будет сопровождать удача. Традиционным блюдом болгарского Нового Года является баница (слоеный пирог с сыром).
 
Болгарии есть традиция запекать сюрпризы-предсказания в пирожных или пирогах для праздничного стола. На стол ставится пирог, в который вложены бумажки с пожеланиями. Тут и здоровье, и удача, и любовь, и успех. Вся семья смеется, когда девяностолетнему дедушке попадается жребий со словом «любовь», а малому дитяти — «успех в ведении хозяйства». 
 
В Новогоднюю ночь после застолья дети, подростки и молодёжь делают палочки из кизила. В народе их называют сурвачки. А само действие — «сурвакать». Этот обряд связан с праздником Святого Василия Великого Сурвачка украшается красной ниточкой, головками чеснока, орехами, монетками, черносливом и сухофруктами. Сурвачкой стучат по спине в таком порядке: сначала самых пожилых, а после более молодых членов семьи. Иногда с сурвачками отправляются по гостям. Заходят в дом и «бьют» ими по спине хозяев. Такие побои сулят удачу, здоровье и благосостояние в дом. Возможно, этот обычай проистекает из Сатурналии, древнеримских обрядов жертвоприношения Сатурну, когда побои на праздники сулили молодым женщинам благосостояние, замужество и беременность.
 
В некоторых местностях девушки гадают на Новый Год на суженных, привязывая обручальные кольца красной нитью к кусту. В Новый Год у болгар также принято постукивать кольцами друг друга, подобно тому, как в Украине чокаются бокалами.
 
 
6 января — Богоявление в Болгарии (Иорданов день)
Богоявление - один из самых почитаемых праздников в Болгарии. Считается, что в этот день Господь Иисус Христос принял крещение в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Поэтому в этот день свои именины празднуют люди с именами Иордан, Иорданка, Богдан, Богдана.
 
Праздник тесно связан с водой и купанием в холодной воде. После службы в храме священники во главе многолюдной толпы отправляются к ближайшей реке или водоему, где намечено бросать в воду крест. Это захватывающее зрелище собирает не только верующих, но и толпы зевак. Вынимать крест из воды обычно готовятся молодые мужчины. Считается, что того, кто первым вынет из воды брошенный священником крест, весь год ждут успех и здоровье. Еще поверье гласит, что если крест замерзнет в воде, то урожай уродится на славу.
Девушки тоже по-своему принимают участие в этом празднике. Еще до восхода солнца они отправляются к колодцу или к ручью налить себе «крещеной» воды. У ручья они обмывают домашнюю икону и свои лица.
 
В Родопах есть еще традиция в этот день бросать в воду молодоженов (тех, кто в истекшем году обвенчались), чтобы они зарядились на весь год здоровьем. Бросание в воду совершается специальными людьми - «хаскарами». Если реки поблизости нет, то обряд совершается у родника или у колодца.
 
В народе праздники Богоявление и Иванов день называют «Водицы» из-за связи с водой.
В этот день также отмечается день рождения великого сына болгарского народа Христо Ботева, короткая, но яркая жизнь которого сыграла огромную роль не только в борьбе болгарского народа за свободу, но и в болгарской литературе, истории, культуре. 
 
 
1 февраля (14 февраля старому стилю) — Трифон Зарезан (праздник виноградарей)
 
Трифонов день — праздник в честь Святого Трифона. Особо широко отмечается в Болгарии, где имеет характер народного праздника, с которым связаны многочисленные обряды. Считается праздником виноградарей, поскольку св. Трифон признан их покровителем. Трифонов день празднуется 1 и 14 февраля (по старому стилю). В праздничном народном календаре обозначается именем Трифон Зарезан.
 
Согласно одному поверью, Трифон был братом Пресвятой Богородицы. Однажды весной, когда он обрезал виноградники, мимо него прошла в церковь сестра. Но вместо того, чтобы ответить ей на поздравление “Да поможет тебе Господь”, он с издевкой сказал ей, что вроде бы-то она и девица, а родила сына. Согласно другому поверью, Трифон был обыкновенным мужчиной, который пожелал Деву Марию, повстречав ее на дороге. В обоих случаях, Трифон был наказан за свою непочтительность. Богородица, обидевшись, прокляла его и проклятье застало Трифона. Он нечаянно отрезал себе нос лезвием ножа для зарезания винограда. Оттуда он получил одно из своих фольклорных названий Трифон Чипия, т.е. Трифон Курносый. Но более популярен он под именем Зарезан, так как с его дня начиналось весеннее зарезание виноградников.
 
Первое февральское утро мужчины встречали среди виноградников за околицей села. Крестились, повернувшись к восходу солнца и приступали к ритуальным действиям. Этот день должен был быть самым приятным и наиболее легко проведенным днем среди виноградников в этом году. Каждый мужчина срезал по одной или трем веточкам с трех корней, поливал землю красным  вином – чтобы влить в корни новую жизненную силу, посыпал вокруг корней немного золы от домашнего очага – символа жизни и благоденствия, а затем кропил святой водой, чтобы благословить свои виноградники. Так символически начиналась весенняя обрезка виноградников. Затем начиналось общее праздничное веселье.
 
Каждый приносил с собой для трапезы праздничный обрядовый хлеб, на котором тестом были так сказать “нарисованы” виноградники и гроздья винограда. Затем каждый вынимал свою вареную курицу, караваи, фляги с вином, разукрашенные только что срезанными ветвями винограда. Щедро разливался виноградный сок, дабы новый урожай был еще богаче. Кульминацией этого чисто мужского праздника был выбор “Царя” виноградников. Эта почетная роль исполнялась весь год – до следующего праздника. Царем выбирали самого умелого виноградаря, с самым плодоносным виноградником, чтобы его удача распространилась на остальные лозы.  К концу дня царь должен был быть весь пропитан – до костей – вином, в котором его купают и которым угощают. А его благословение должно принести богатый урожай.
 
После пиршества мужчины уносили на руках или увозили на телеге царя обратно в село. Виноградари должны были зайти в каждый дом села, чтобы дать и получить благословение всех жителей. Поверье гласит, что чем больше в этот день прольется вина, тем больше родят виноградники и тем больше будет вина. Праздник кончался в доме нового царя виноградников, который, в свою очередь, угощал своим вином всех виноградарей.
 
В первый день февраля все звали Святого Трифона то среди виноградников, то в хлеву, он появлялся, но видеть его не могли из-за изобилия или винограда, или молока, масла и сыров. Но были и другие обычаи. Так, вместо благословения, крестьяне прибегали к угрозам к бесплодным деревцам, скоту и даже бездетным женам, а порой и к кошельку с деньгами. Крестьяне угрожающе орали: “Будешь ты рожать или же тебя сечь”, - и замахивались топором на деревце. В отношении женщин грозили прялкой. Но всегда кто-нибудь заступался за них и говорил: “Будет рожать этим летом, непременно”. Частично этот ритуал распространялся и на бездетных мужчин, которым угрожали лезвием какого-то орудия труда.
 
Трифонов день – 1 февраля – первый праздник года, который отмечался среди природы. Им начинался новый сельскохозяйственный сезон. Поэтому праздник виноградарей считался и началом весеннего обрядового цикла. До настоящей ритуальной встречи весны, оставался еще месяц. Но Трифонов день имел свое продолжение и в следующие два дня, названные по имени святого Трифона - Трифунци. Везде существовали свои обычаи, которые должны были привести к благополучию в предстоящем году. Так, в районе Софии клали горячие уголья на лемех сохи и перечисляли сельскохозяйственные культуры. Если уголек сгорит и распадется, урожай будет богатым, не догорит – не жди плодородия. В Плевенском краю брали 12 кусочков шелухи лука, клали на каждую щепотку соли и приурочивали к определенному месяцу года. Если соль растает, это вещало дождь и слякоть, ежели соль оставалась целой – жди засухи. В селе Чепеларе в Родопах говорили, что какой будет погода на второй день Трифунцев, такой она окажется и в ближайшие 40 дней. Было и такое поверье, что если в этот период ты возьмешь или дашь денег взаймы, то так тебе будет везти весь год, или же какого человека повстречаешь, таким и будет везенье в году. На второй день этого цикла в ряде мест почитался день Богоматери. Тогда бездетные жены, желающие заиметь ребенка, пекли огромные караваи и угощали ими соседей.
 
Первые дни февраля в народе называли еще “волчьи” праздники. Тогда начинались ритуалы, которые должны были предохранить людей, новый урожай и стада от нападений диких животных – волков, медведей, мышей, зайцев.
 
В доме запрещалось работать, и посредством заклинаний изгонялись волки, некогда страшная напасть для сел, особенно зимой. Не следовало раскрывать ножницы – это откроет волчью пасть. Не делалось и ничего, связанного с одеждой – это могло привлечь волка. Считалось, что если у человека даже одна пуговица была пришита в эти дни на одежде, то повстречав волка, ему придется скинуть с себя эту одежку. Так что обычно в течение трех дней пировали скорняки, портные и сапожники. Вот так начинался обычно февраль, называемый в народе Малый Сечко из-за своего крутого нрава.
 
1 марта — Бабушка Марта — Мартеницы (приход весны)
Мартеница, Баба Марта ( Мартеница) — один из самых почитаемых и древних болгарских обычаев. В этот день близким дарят специальный двуцветный красно-белый амулет, называемый «мартеница».
 
Мартеница - обычай, имеющий древнефракийское происхождение. Первые мартеницы представляли собой белую и красную шерстяную нитку, к которой иногда привязывали серебряную или золотую монету. Мартеницы изготавливаются специально ко дню 1 марта, когда по болгарским традициям начинается новый хозяйственный год.
 
Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, потом переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный — цвет крови, женского начала, здоровья, рождения.
 
Мартеницы делают женщины накануне праздника. По традиции мартеницы привязывают на руки, ноги, шею, пояс, верхнюю одежду. Мартеницы носят на теле в течение трех, девяти, 25 дней. Затем их снимают и прячут под камень, вешают на зазеленевшее во дворе плодовое дерево, бросают в реку, закидывают на крышу дома. Нередко мартеницы носят до тех пор, пока не увидят первую весеннюю птицу, иногда змею.
 
Спрятав мартеницу под камень, на следующий день по ней гадают о плодовитости скота. По поверьям из Пиринского края, прилипшее к мартенице насекомое сулит удачу в разведении скота, при этом полагают, что муравьи на мартенице означают множество коз или овец, божьи коровки - крупный рогатый скот, паук - разведение ослов. Подобным образом (по наличию на мартенице насекомых, соломинок, щепочек) девушки гадают о замужестве
 
Аналогичный праздник в Молдавии и Румынии — Мэрцишор.
 
 
3 марта — День освобождения Болгарии от османского ига.
C 1396 года по 1878 год Болгария входила в состав Османской империи. После кровавого подавления Турцией апрельского восстания в Болгарии в 1876, а также обращения боснийских повстанцев к сербам о помощи, Сербия и Черногория объявили Османской империи войну. Россия поддержала славянские народы и 24 апреля 1877 года вступила в войну, вошедшую в историю как русско-турецкая война 1877—1878 годов. Плечом к плечу с русскими солдатами сражались болгарские ополченцы. Болгарское ополчение из числа болгар, населявших Бессарабию и Таврию, было сформировано в России при помощи славянских благотворительных комитетов. В Болгарии эта война названа Освободительной войной. В ходе последовавших боевых действий русской армии и ополчению удалось разгромить турецкие войска и 3 марта 1878 года (19 февраля по старому стилю) был подписан мирный Сан-Стефанский договор между Россией и Османской империей. По этому договору Болгария становилась независимым государством, самым большим на Балканах; признавалась независимость Черногории, Сербии и Румынии.
 
В Болгарии сохранились свыше 400 памятников русским. Каждый год, 3-го марта, в Болгарии поднимают национальные флаги и с воинскими почестями возлагают венки к Памятнику свободы на Шипке, в память о всех русских, украинских, белорусских, румынских и финляндсих воинах, погибших в борьбе за освобождение Болгарии. Вечером на площади перед зданием Народного собрания (парламент страны) у памятника Царя-Освободителя — Александру ІІ, идет торжественная служба. Признательные болгары возлагают венки и цветы к памятникам павшим за освобождение Болгарии русским, украинским и румынским воинам по всей стране. С 1878 года и по сей день в Болгарии во время литургии в православных храмах, во время великого входа литургии верных поминается Александр II и все русские воины, павшие на поле боя за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877—1878 года
 
1 мая — День труда. 
Праздник отмечается в 66 государствах мира после принятого в июле 1889 г. решения 1-го (Парижского) конгресса 2-го Интернационала о ежегодном праздновании Международного дня солидарности трудящихся в память о выступлении и борьбе с полицией рабочих Чикаго в майские дни 1886 г.
 
В Болгарии Праздник труда впервые отмечали еще в 1890 году по инициативе Общества типографов. Вскоре, Болгарская рабочая социал-демократическая партия стала главным организатором первомайских демонстраций. С 1945 года Первое мая стал государственным праздником.
 
Во времена социализма первомайские демонстрации были важным атрибутом идеологии правящей Болгарской коммунистической партии. К 1 Маю принимались партийные и общественные обязательства, намечались пуски предприятий. В Софии эти демонстрации проводились у мавзолея Георгия Димитрова (ныне уже разрушенного). Первые люди партии и страны принимали демонстрации с трибун мавзолея.
 
Сегодня 1 мая люди собираются под знамена профсоюзов, а также по инициативе Болгарской социалистической партии. Организуются народные гуляния, профсоюзные митинги. В Центральном парке Софии («Борисовый сад») свой праздник отмечает левая печать.
 
6 мая — День храбрости, день болгарской армии, День святого Георгия.
День святого Георгия, или по-болгарски ГЕРГЬÓВДЕН, - один из самых значимых и красивых весенних праздников. В народе он связан с земледелием (Георгий по-гречески означает «земледелец»), со скотоводством и в целом с весенним обновлением природы. В Болгарии святой Георгий считается как воином-защитником, так и покровителем пастухов и их скота.
 
Когда-то год делили на два цикла: со дня святого Георгия до дня святого Димитра в октябре и с Димитрова дня до Гергьова дня. В этот день пастухи, которых обычно нанимали на все лето вплоть до конца октября, выходили со стадами в поле. Скотоводство и, особенно, овцеводство долгие века было основным промыслом в болгарской патриархальной семье. Поэтому в этот день традиционные обычаи и обряды связаны с овцами и уходом за ними. Накануне вечером устраивают обрядовый надой молока с овцы, которая первой в этом году родила ягнят. К ведерку красной ниткой привязывают букетик весенних цветов, а в ведерко кладут монетку, чтобы весь год надой был высоким. Также заплетают черной ниткой венчик из дикой герани, крапивы, ежевики и боярышника и украшают им голову овцы. Такой же венчик вешают и у двери в овчарню. Одна из молодых женщин ритуально отпивает молока через полые стебли девясила, чтобы овцы рожали ягнят-самок. В день святого Георгия впервые в году готовят и свежую брынзу, но не солят ее, дабы молоко у овец не пересыхало.
 
Весенние травы, цветы и молодые ветки деревьев занимают особое место во всех обрядах. Женщины и дети выходят рано утром на луг и собирают полевые цветы, которыми потом украшают окна и двери в доме. Зелеными венчиками из бука, дуба или яблони украшают ворота, столы, помещения. А венчиками из разных лечебных трав: чеснока, ежевики, боярышника и крапивы – обычно совершают традиционный оберег домашнего скота.
 
Есть поверие, что в ночь накануне праздника зарытые в землю клады начинают „играть”. Ночь также подходит и для всяких гаданий. Вообще, магия сопутствует празднику во всем. В древности считали, что в этот день можно отнять плодородие. Поэтому для оберега вечером клали за воротами кусок соли (на утро он шел в пищу овцам) и женский поясок, а рано утром мужчины спешили на свои нивы зарыть в середине красное пасхальное яйцо. Местами в западной Болгарии тогда же и сжигали солому, оставшуюся с Сочельника. В этот день даже и не подумывают выпросить соль или закваску для кислого молока у соседа – это считается плохой приметой. Особое значение в этот день имеет утренняя роса. Считается, что если умоешься этим утром майской росой, то весь год будешь здоровым и никакая болезнь не сможет тебя одолеть. Дождик же, выпавший в этот день, ценится на вес золота.
 
День святого Георгия связан и с традиционными богатыми застольями. Для праздничного стола хозяйка готовит специальный обрядовый хлеб («боговицу»), на котором она из теста лепит фигурки пастуха и овец. В честь святого Георгия в каждом доме (в деревнях это традиция) режут молодого ягненка. Перед этим ему на голову кладут веночек из собранных утром цветов, а на левом рожке зажигают свечку и читают молитву. Обычно его зарезают перед дверью, а кровь выливают в реку или в муравейник (чтобы овцы плодились, как муравьи). Кожа с зарезанного ягненка, по обычаю, идет в дар церковному храму. Традиционное блюдо к праздничному столу – это зажаренный на углях ягненок на вертеле. Из потрохов готовят блюдо «дроб-сарма» (вареные потроха, потушенные в духовке с рисом). За столом рекой льется вино, поются песни. А после застолья все танцуют танец хоро. Ведет хороводом самый известный пастух или же беременная женщина с зеленой веткой в руке.
 
Гергьóв день – это также День болгарской армии. В годы после освобождения от турецкого ига военные смотры в этот день постепенно стали набирать силу и утверждать себя как важный ритуал. Утром этого дня на площади перед Могилой Неизвестного солдата в Софии президент страны обычно принимает парад представительной части Болгарской армии, а патриарх Болгарской церкви освящает боевые знамена. Через полчаса начинается военный марш боевой техники через площадь Александра Первого Батенберга в центре столицы.
 
24 мая — День святых Кирилла и Мефодия
История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по ст. стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми еще в конце IX века. В отдельности память святого Кирилла отмечается 14 февраля, святого Мефодия — 6 апреля, в дни их смерти. Общий праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки. Этот праздник выражал духовное стремление к церковной независимости, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры болгар. Праздник отмечался не только в болгарских землях, но и среди эмигрантов в России и Румынии, болгарских студентов за границей, заключенных в турецких тюрьмах.
 
Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).
 
День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности является официальным болгарским национальным праздником. Отмечается 24 мая. В этот день болгары чествуют не только болгарскую культуру, но и создателей славянской азбуки (глаголицы) равноапостольных святых Кирилла и Мефодия.
 
Впервые праздник болгарской письменности, прошедший 22 мая 1803 года в Шумене, упоминается в армянской летописи 1813 года. По инициативе деятеля Болгарского возрождения Найдена Герова (1823—1900) праздник стали отмечать в 1851 году в Болгарии (сначала в Пловдиве, затем в Шумене, Ломе, Стамбуле, а потом и по всей стране). 11 мая было избрано в связи с тем, что этот день был общим церковным праздником обоих святых.
 
В 1892 году учитель музыки из Русе Стоян Михайловский (1856—1927) написал текст общешкольного гимна, названного «Гимн святых Кирилла и Мефодия». Гимн состоял из 14 строф, из которых обычно исполняют первые шесть. Болгары знают его по первой строке «Върви, народе възродени!» («Вперед, народ возрожденный!»). В 1900 году композитор Панайот Пипков (1871—1942), в то время учитель в Ловече, написал музыку к гимну.
 
С введением в Болгарии Григорианского календаря в 1916 году церковный и светский праздник был объединен в один — 24 мая. В 1969 году церковный календарь был искусственно отделен от светского, и праздник пришёлся на 11 и 24 мая соответственно. 30 марта 1990 года решением 9-го Народного собрания Болгарии 24 мая объявлен официальным праздником — Днём болгарского просвещения, культуры и славянской письменности.
 
И по сей день в Болгарии в канун 24 мая устраивают праздники букв и викторины знаний. Венками из живых цветов школьники украшают портреты Кирилла и Мефодия. Кроме того, научные деятели, преподаватели школ и вузов возлагают венки и цветы к памятникам Кириллу и Мефодию. Звучит гимн Кириллу и Мефодию.
 
Обычно к празднику приурочиваются другие культурные события, к примеру, «Салон искусств» в Народном Дворце в Софии, книжные ярмарки, поэтические чтения, книжные выставки и пр.
 
По пышности и масштабности празднования в Болгарии превосходят отмечание праздника в других славянских странах. В социалистический период в городах и крупных поселков 24 мая устраивались массовые манифестации школьников и преподавателей начальных и средных школ, которые проводятся и в настоящее время. Неделя около 24 мая — также пора «абитуриентских балов» выпускников средных школ.
 
С присоединением Болгарии к Европейскому союзу 1 января 2007 года кириллица стала его третьей официальной азбукой
 
2 июня — День Ботева и павших за свободу Болгарии.
День Ботева — день всех павших за национальное и социальное освобождение Болгарии от османских поработителей — дата особо чтимая. Легендарный поэт Христо Ботев — национальный герой Болгарии. Его стихи знакомы каждому болгарину.
 
В мае 1876 года Христо Ботев во главе небольшого отряда повстанцев прибыл по Дунаю на корабле «Радецкий» (в район Козлодуя) помочь восставшим в Болгарии. К тому времени, однако, Апрельское восстание болгар за национальное освобождение было уже жестоко подавлено турками. Не встретив нужной поддержки, отряд Ботева предпринял поход к горе Стара планина, где под вершиной Околчица был разбит турецкой армией. Сам Ботев пал смертью героев, но его могила и по сей день не найдена.
 
В канун 2-го июня на площади перед Народным собранием в Софии проводят торжественную зарю, а 2-го ровно в 12.00 вой сирен и гудков по всей стране прерывает на 3 минуты движение и работу людей.
 
6 сентября — День Объединения Болгарии. 
День объединения Болгарии (по-болгарски — День соединения Болгарии) отмечает акт присоединения Восточной Румелии к Княжеству Болгария в 1885 году.
 
По Берлинскому договору 1878 года Болгария, по существу, была разделена на три части: Княжество Болгария (со столицей София), автономная область Восточная Румелия (с центром Пловдив) и область Македония, которая оставалась частью Османской империи.
 
Национальная доктрина молодого болгарского государства дала в 1885 году свои плоды: под напором народных масс в Восточной Румелии началось восстание, 6 сентября повстанческие отряды под предводительством Чардафона (Chardafon)вошли в Пловдив и вынудили правителя области сдать свои полномочия Временному правительству. Через два дня болгарский князь Александр Баттенберг специальным манифестом утвердил присоединение Восточной Румелии к Княжеству Болгарии.
 
Это было нарушением Берлинского договора, и действия Александра Баттенберга вызвали острую критику со стороны великих сил Европы (что впоследствии и стоило ему княжеской короны).
 
В памяти болгарского народа, однако, князь Александр I Болгарский (Баттенберг) навсегда остался Царем-Объединителем. Сам он тоже пожелал, чтобы после смерти его прах покоился в Болгарии.
 
22 сентября — День независимости Болгарии
День независимости Болгарии — национальный праздник Болгарии. Отмечается 22 сентября, как провозглашения суверенного Болгарского царства. Один из самых молодых праздников страны.
 
Провозглашение независимости произошло 22 сентября 1908 года, когда болгарский князь Фердинанд I зачитал в городе Велико Тырново в церкви Сорока мучеников «Манифест о Независимости Болгарии». До объявления независимости Болгарское княжество формально являлось вассалом Османской империи и во всех внешнеполитических актах просило одобрения турецкого султана. Независимая Болгария стала именоваться Болгарским царством.
 
В коммунистической истории праздник не существовал. В новейшей истории страны День независимости стали отмечать с 1998 года. Центром празднования является не София, а город Велико-Тырново, где был зачитан «Манифест». Торжества начинаются у памятника Независимости Болгарии торжественным чтением Манифеста, а вечером 22 сентября на городском холме Царевец происходит театрализованное представление под открытым небом.
 
1 ноября — День народных будителей
Болгарское национальное возрождение (Българското национално възраждане) — период болгарской истории (конец XVIII—XIX вв.) связанный с образованием болгарской нации и борьбой народа за освобождение от османского гнета. Характеризуются с подъёмом национального самосознания, повышении внимания к своему историческому прошлому, к образованию и формированию национального литературного языка. Зарождались новые формы культурной деятельности — светские школы, любительские театры. Появляются первые учебные пособия, газеты и журналы на болгарском языке. Первоначально они печатались в Румынии и Австро-Венгрии, а позже и в Османской империй. Важной частью национального возрождение была борьба за независимость Болгарского экзархата.
 
8 декабря — День студента
Студенческая молодежь в Болгарии отмечает свой праздник 8 декабря. Эта дата связана с историей Софийского университета имени Климента Охридского.
В 1903 году, когда Софийский университет (СУ) был единственным в Болгарии высшим учебным заведением, академический совет при СУ решил объявить 8 декабря (20 ноября 1903 года) патронным праздником университета. По церковному календарю именно тогда отмечался день святого Климента Охридского.
 
Климент Охридский был одним из пяти спасшихся в Болгарии учеников святых братьев Кирилла и Мефодия. В городе Охриде (сейчас он в пределах Республики Македонии) в конце 9 века при Охридском монастыре он основал большую культурно-просветительскую школу, целью которой было воспитание и образование новой культурной элиты Болгарии.
 
Климент Охридский — достойный наследник великого дела авторов древнеславянского письма. Он реформировал глаголицу Кирилла и Мефодия, максимально приблизив графику букв нового письма к графике греческих букв. В Охриде в скором времени на старославянский (староболгарский) язык перевели все церковные и богослужебные книги, которые были разосланы во все концы Болгарии. Благодаря обретению своей новой письменности первое славянское государство в Европе отметило свой Золотой век.
 
После 1944 года празднование студенческого праздника было перенесено на 17 ноября, но в 1962 году по случаю 80-летия Софийского университета праздник вернули на старую дату.
 
В этот день высшие учебные заведения во всей Болгарии закрыты, и студенты празднуют свой праздник в шумных компаниях.
 
24 декабря — Сочельник.
Сочельник (или, как его называют по-болгарски, «Быдни вечер», «Малая Коляда») — один из самых устоявшихся семейных праздников в национальном праздничном своде болгар. Это своеобразный праздник накануне праздника: Сочельник полностью посвящен приготовлениям к большому празднику — Рождеству Христову, Коляде.
 
Приготовления касаются и мужчин, и женщин. Мужчины, как правило, собираются группами, режут поросенка к праздничному столу на следующий день и свежуют его. В это время женщины пекут обрядовые хлеба и готовят постные блюда к Сочельнику. А хозяин дома готовит «быдник» («божик») — толстое (обычно дубовое) полено для праздничного очага. Этот «быдник» олицетворяет «Молодого Бога», которому предстоит этой ночью возродиться.
 
хозяин входит с ним в дом, то обязательно спрашивает: «Славите ли вы Молодого Бога?», на что следует незамедлительный ответ: «Славим, славим, добро пожаловать!» В прошлом «быдник» даже поливали мирровым маслом и обвивали его белым льняным полотном. Внесение этого полена-символа в дом олицетворяет увеличение урожая и прибавление скота в будущем году. Вечером, когда зажигают очаг (камин), «быдник» кладут посередине так, чтобы горел всю ночь.
 
Очень интересны блюда, которые ставятся на стол этим вечером. Почетное место занимает обрядовый хлеб — «божичник», который замешан на «молчаливой воде» (ее приносят утром девушки с колодца, но при этом они ни с кем не должны разговаривать). Это большой круглый обрядовый хлеб, разукрашенный сверху фигурками, символизирующими стога сена, скот, дом, соху так, чтобы потом, когда его разломают, каждому досталась часть всего этого добра. Отдельно пекутся караваи, которые дарят колядовщикам.
 
Хозяйка дома готовит к столу нечетное количество постных блюд. Обычно это красный болгарский перец, начиненный зрелой фасолью или рисом, постные голубцы, компот из сушеных фруктов (слив, груш и яблок), фасоль или чечевица, свежие фрукты и орехи. На стол всегда ставят тарелочку с медом, головки чеснока и лука. Особо домовитые хозяйки не пропускают случая поставить на стол и «тиквеник» — слоеный сладкий пирог с начинкой из тыквы. Вообще, чем больше блюд на столе, тем лучше — нужно, чтобы год уродился на славу.
 
Подобными словами начинается и ужин. После молитвы хозяин дома поднимает обрядовый хлеб и перед тем, как разломить его, наговаривает: «Пусть в новом году уродится все — и хлеб, и виноград, и кукуруза. Пусть хлев будет полон скотом. Господь наш, прейди к нам и поужинай вместе с нами».
 
Первый кусок обрядового хлеба ставится перед домашней иконой, часть хлеба идет на корм домашнему скоту, а остальное распределяется между членами семьи. С некоторого времени в хлеб кладут и монету. Кому она попадется, тому в следующем году будет везти во всем. После ужина все уже в ожидании колядовщиков.
 
 
25 декабря — Рождество Христово.
 Праздник Рождество Христово (Коляда) начинается в Болгарии с первых часов после полуночи. Из дома в дом начинают свое шествие колядовщики, которых все ждут. Это молодые неженатые подростки и парни в возрасте от 12 до 20 лет (иногда и более). Они одеты в национальные фольклорные костюмы. Все они в бурках и в специальных головных уборах из каракуля («колпаках»), к которым прикреплен цветок. Каждый имеет при себе длинную разукрашенную пастушью палку с крюком. Она играет особую роль в обрядовых танцах и наговорах.
 
Обычно сначала колядовщики собираются в дом своего вожака - «станеника». Если поселок велик, то образуются несколько групп колядовщиков, и каждая обходит свой район. Вожак извещает начало обхода ружейным выстрелом. Колядовщики идут от дома к дому и все время поют песни, посвященные Коляде (Молодому Богу, который в эту ночь родился). Их репертуар достаточно разнообразен. Когда, например, колядовщики заходят по пути в дом, то первую песню они поют хозяину дома. Затем в следующей песне они отправляют пожелания всем членам семьи от мала до велика. При этом колядовщики постукивают своими палками о землю. Хозяин дома приглашает парней за стол и угощает их вином и ракией. Если в доме незамужняя девушка, то она подает вожаку свой специально предназначенный колядовщикам каравай. Вожак, со своей стороны, поднимает высоко каравай и говорит молитву всему дому и призывает к урожаю. Это обычно кульминационный момент в обряде. Кроме караваев колядовщикам дарят фрукты, часть праздничного пирога, вина, ракии, а в последнее время и денег.
 
Перед колядовщиками обычно бегут мальчики в возрасте до 12 лет, которые извещают хозяев стуками в дверь, что к ним придут дорогие гости. При этом одни мальчики («коты») издают кошачьи звуки. Другие мальчики же («ослы») несут дары колядовщиков.

наши преимущества

Квалифицированные менеджеры
Гарантия возврата денег
Лучшее соотношение цены/качества
Туры в кредит